Данила Козловский: «Тренера» я снял о российских болельщиках будущего»

В российский прокат 19 апреля выходит фильм «Тренер», в котором Данила Козловский не только выступил в качестве сценариста, продюсера и исполнителя главной роли, но и дебютировал как режиссер. «Тренер» — это история дисквалифицированного футболиста, приезжающего в небольшой провинциальный город «поднимать» футбольную команду «Метеор».

В интервью РИА Новости известный актер рассказал о том, за что он любит футбол, как добивался документальной правдивости на экране и почему не смог доверить фильм другому режиссеру.

— Нам жизнь подсказывала многие сюжетные линии и драматургические переломные моменты. Мое первое воспоминание о футбольной трагедии — это когда Роберто Баджо не забил пенальти в 1994 году в ворота сборной Бразилии на чемпионате мира.

Я помню очень болезненный гол Андрея Шевченко в матче Россия — Украина, когда мы боролись за выход в чемпионат Европы. Помню, как это переживала вся страна, и мне страшно представить, что чувствовал в этот момент голкипер Александр Филимонов. (Тогда единственный гол Украины фактически забил в свои же ворота вратарь сборной России, допустивший ошибку. — Прим. ред).

И я могу перечислить очень много эпизодов, которые легли в основу нашей картины. Да, целиком такой истории не было. Но если разбирать каждый эпизод — в основе всегда есть реальные события и прототипы.

Кадр из фильма «Тренер», режиссер Д. Козловский

— В этом смысле я очень счастливый режиссер, потому что у меня снимались невероятные актеры. Андрей Смоляков, который трогательно и пронзительно сыграл отца.

Владимир Ильин так трепетно и так узнаваемо передал образ детского тренера — о нем уже все забыли, он никому не нужен, и вдруг ему дают возможность вернуться в большой футбол.

И как тонко, со своей собственной правдой и опытом Виктор Вержбицкий сыграл мэра города. Его монолог — это и есть во многом отношение к российскому футболу, это как раз та позиция, с которой борется наш герой.

Все они для меня — большие русские артисты, и я невероятно им благодарен за поддержку.

— Футбол для меня — очень эмоциональная игра. Все происходящее на поле, на трибунах, на бровке, реакции тренеров, игроков, взаимоотношения до игры и во время — это все одна сплошная голая эмоция. Чистая, отчасти дикая и неукротимая, которая приводит к разным результатам: и замечательным, и трагическим. И, снимая футбол, я хотел в первую очередь показать эту силу эмоции.

Конечно, этот вид спорта — это еще и такой дикий балет. Обратите внимание: в нашей картине мы, наверное, впервые в истории снимали игру длинными кадрами, когда зритель следит за мячом в течение 30-40 секунд. Это не отрепетированный и не поставленный танец. Если смотреть «высокий» футбол, то иногда там возникают очень красивые комбинации.

Кадр из фильма «Тренер», режиссер Д. Козловский

Что касается фанатов, то мне было важно показать, какими они могут быть. В начале фильма болельщики представляют собой такой серый отряд, который орет примитивные «кричалки» и негативно относится к происходящему на поле. Но постепенно эти люди меняются и устраивают перформанс в поддержку тренера, показывая ему свою любовь и говоря: «Мы с тобой».

И когда главный герой совершает предательство, они идут и поют песню в благодарность ему. А уже в финальном матче они исполняют красивый гимн «Метеора» в сопровождении оркестра. Маленького, скромного и нелепого, но своего оркестра.

— Нет, такое возможно! Посмотрите, что делают болельщики. На одном матче фанаты «Спартака», когда у одного футболиста случилась трагедия, сделали «трибьют» в его поддержку. Я видел, как ведут себя фанаты «Зенита», ЦСКА. Мы уже умеем. Нужно просто идти дальше, чтобы чистая эмоция побеждала негатив.

Это кино о русском болельщике таким, каким я его вижу в будущем: творческим, красивым, любящем, страстном. Я в это верю.

— Спасибо большое, именно это было очень важно — объединить в нашей вымышленной команде «Метеор» футбольных профессионалов и актеров, сделать так, чтобы зритель не видел разницы. У нас примерно 60 процентов артистов и 40 — футболистов. Но у меня язык не поворачивается называть их «не актерами» — они все играют, у них у всех есть крупные планы.

Кадр из фильма «Тренер», режиссер Д. Козловский

— Дублер в основной команде был только один — у меня. Я не всегда все успевал, на общих планах я себя жалел, потому что мне нужно было заниматься огромным количеством других вещей. У меня замечательный дублер — Евгений Доронин.

В монтаже тоже принципиальны человеческие эмоции и истории, которые стоят за каждым матчем в фильме. Игры ради игры у нас быть не могло.

Первая футбольная сцена — это история про отца главного героя, о том, как он смотрит игру своего сына. А, например, финальная сцена — это уже история города, региона, страны, того, как маленькая команда идет к своей мечте.  

— Да, это то, где оказался наш герой. Это его такой «бойцовский клуб», куда он ходит драться, унять немного свою боль. И это тоже реальная команда регби «Московские драконы». Они настоящие фанаты своего дела, говорили, как нужно снимать, как нельзя. Невероятно трепетно относятся к своему делу.

— Это для меня одно из самых эмоциональных явлений в мире после театра и кино, в котором есть непредсказуемость. Футбол — это настоящий театр!

Данила Козловский на съемках фильма «Тренер»

— Я почерпнул у него все, не только как актер, но и как режиссер. Одна из главных идей его школы заключается в  том, что в основе всего лежит мысль, твое высказывание. А в основе работы с актерами — диалог. Ты не можешь работать с ними как с исполнителями. В них нельзя интегрировать какое-то знание, необходимое для конкретной постановки.

Для Додина артист — равный человек, который может сказать «нет», который может на одной репетиции все поменять, предложить что-то свое. Это умная, начитанная эрудированная личность, твой соавтор. И именно так я и относился к своим актерам.

Я был жестким на площадке, этого требовала ситуация. Более того, я могу сказать, что я ввел если не диктат, то пристальный контроль всего происходящего на съемках. Потому что площадка принадлежит одному человеку — режиссеру, и иначе быть не может.

Другое дело, что ты должен создать такую атмосферу, чтобы группе хотелось работать, чтобы это не было для них пыткой. И это для меня тоже было важно. В моей команде невероятные профессионалы, настоящие энтузиасты, преданные своему делу и фильму.

Источник

Читайте также: Последние новости сегодня

Похожие новости

Leave a Comment